Доступные кредиты на квартиры и автомобили возвращаются
Ставка по ипотеке вернется на докризисный уровень в 12%, а автомобили можно будет купить по программе льготного автокредитования. Спрос на квартиры восстановить, скорее всего, действительно получится. Но вот что касается продаж новых автомобилей – здесь тенденция, несмотря на принимаемые правительством меры, явно будет другой.
Государство хочет расширить поддержку ипотечного и автомобильного кредитования в надежде оживить спрос на новые машины и новостройки в период кризиса.
«Ставка по ипотеке в 12% сопоставима со ставкой, которая была в начале 2014 года, когда о кризисе еще мало кто задумывался»
Ставка по ипотеке возвращается на докризисный уровень в 12–13% годовых. А простимулировать спрос на автомобили должно возвращение программы льготного кредитования вкупе с уже действующей утилизационной программой.
Поддержка жилищного рынка
С 1 марта 2015 года постановлением правительства уже введена ставка в 13% по ипотечным кредитам для приобретения жилья в новостройках. Государство будет предоставлять субсидии банкам и Агентству по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), чтобы они кредитовали население под такой низкий процент. Такая ставка установлена на год – до 1 марта 2016 года. Деньги – а это 20 млрд рублей – возьмут из госбюджета в рамках федеральной целевой программы «Жилище» и Антикризисного фонда.
Во вторник Антикризисная комиссия поддержала предложение Минстроя РФ и РСПП снизить льготную ипотечную ставку с 13% до 12% на первичном рынке. Сбербанк и ВТБ уже объявили о готовности выдавать ипотеку под 12% годовых. По условиям льготного кредита, купить можно только новостройку, первоначальный взнос – не менее 20%, сумма кредита – не более 3 млн рублей (для Москвы, МО и Санкт-Петербурга – не более 8 млн).
Отрадно, что это решение не потребует дополнительных вложений. Оно стало возможным благодаря тому, что ЦБ 13 марта снизил ключевую ставку с 15% до 14%. Поэтому программа поддержки осталась без изменений и по-прежнему равна 20 млрд рублей.
Программа специального ипотечного кредитования позволит выдать гражданам в 2015 году жилищных кредитов не менее чем на 400 млрд рублей.
Поддержка авторынка
С 1 апреля планируется запустить льготную программу автокредитования, заявил директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов. Благодаря ей ведомство рассчитывает простимулировать продажу дополнительно около 200 тыс. автомобилей отечественного производства, на что из бюджета хотят получить 1,5 млрд рублей на 2015 год.
Предполагается, что программа будет рассчитана на автомобили ценой свыше 750 тыс. рублей. Субсидироваться будет две трети ключевой ставки ЦБ, которая с прошлой недели снижена до 14%. Получается, что банкам будут компенсированы 4,7%, то есть для этого вида кредитования ключевая ставка формально станет 9,24%. Это означает, что банки в состоянии вернуть кредиты на автомобили на докризисный уровень. Чтобы банки не задирали ставки по этим кредитам, правительство установит лимит. Срок платежей по кредитам обещают не ограничивать.
С прошлого года в России уже действует другая поддерживающая мера – утилизационная программа. По этой программе в январе-феврале россияне купили более 30 тыс. машин, рассказал Морозов. При сохранении таких же темпов за год программа поможет простимулировать реализацию 180 тыс. автомобилей.
Наконец, активно работает программа субсидирования по госзакупкам автотранспорта. Минпромторг запрашивает на 2015 год дополнительно 10 млрд рублей для ее финансирования. Морозов объясняет, что федеральные органы уже освоили тот объем денег, который был заложен на первое полугодие 2015 года в рамках этой программы. Это было сделано, «чтобы в самый тяжелый период создать спрос», объясняет Морозов. Стоит сказать, что изначально ведомство просило дополнительно дать под эту программу более 55 млрд рублей, потом запрос был снижен до 20, а теперь до 10 млрд. Минпромторг ориентируется на сумму с учетом ограничений по размеру Антикризисного фонда. Все запросы ведомство делает именно в рамках этого фонда.
Автомобили и квартиры встали
Спрос на автомобили и квартиры особенно сильно пострадал от замирания кредитования на фоне повышения ключевой ставки Центробанком РФ в середине декабря 2014 года. Потому что более половины этих товаров приобретаются именно на заемные деньги.
Ко всему прочему как строительные, так и автомобильные компании столкнулись в кризис с ростом цен на импортные материалы и комплектующие. Рост цен на квартиры и автомобили вкупе с резким удорожанием кредитных средств грозят катастрофой для участников автомобильного и строительного рынков.
«Субсидирования процентной ставки по ипотеке будет недостаточно для того, чтобы избежать рисков появления обманутых дольщиков»
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей начали падать еще в 2013 году (на 5%), падали весь 2014 год (на 10,3%, помогла заработавшая программа утилизации). Авторынок переживает уже третий кризисный год. Причем первые месяцы показали, что в 2015 году проседание может оказаться действительно катастрофичным.
В этом году продажи автомобилей в России могут рухнуть до уровня 2009 года – до 1,5 млн машин против 2,5 млн в 2014 году, посчитал президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков.
Если прогноз оправдается, то в стране закроется примерно 1 тыс. дилерских предприятий, говорит он. К примеру, дилерская сеть «Форда» в России, насчитывающая около 140 центров, «на грани разорения».
На питерском заводе «Форда» рабочие уже начали забастовку, потому что их зарплаты из-за снижения производства упали с 45 до 30 тыс. рублей. Производство и персонал на российских заводах сокращают почти все иностранные автоконцерны в автокластерах под Калугой и Питером. Проблемы даже у АвтоВАЗа, который ждет падения своих продаж в первом квартале почти на четверть, и у группы ГАЗ, которая ожидает проседания рынка легких коммерческих автомобилей (типа Газелей) на целых 40–47% по году.
Не менее печальная картина сложилась и на рынке жилищного строительства. Многие участники рынка приостановили прием заявок на ипотечные кредиты или установили ставки в 20% годовых и более. Тогда как в 2014 году средняя ставка по ипотечным жилищным кредитам была на уровне 12,5%. Все это незамедлительно аукнулось на строительной отрасли, темпы роста которой замедлились.
«Доля ипотечного кредитования от всех продаж в среднем колеблется на уровне 50–80% в зависимости от региона. Поэтому продажи весомо просели на фоне увеличения процентной ставки», – говорит газете ВЗГЛЯД начальник отдела финансового анализа Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) Александр Яковенко. Еще одним негативным последствием кризиса является увеличение числа замороженных проектов, как на стадиях начала проектов, так и на промежуточных стадиях строительства, указывает он.
Поможет ли
Эксперты уверены, что поддержка правительства поможет и авторынку, и строителям.
«Ставка по ипотеке в 12% сопоставима со ставкой, которая была в начале 2014 года, когда о кризисе еще мало кто задумывался. Понижение ипотечной ставки в совокупности со скидками от застройщиков может вернуть рынок на уровень 2013 года», – говорит директор по развитию «1Капиталь» Дмитрий Соломников. Хотя объем кредитования будет все же меньше, чем в 2014 году, когда был рекордно высокий показатель по ипотечным займам.
Однако Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс» более оптимистичен: спрос на ипотеку восстановится уже в 4-м квартале после инфляционного шока. Во-первых, объясняет он, ставка 12% – это даже ниже депозитов в ряде банков, указывает эксперт. Во-вторых, жилье в массовом сегменте подорожало в среднем на 15–20% в рублях к уровню июля прошлого года, однако в долларах оно существенно подешевело. «Поэтому люди уже готовы брать кредиты в рублях по льготной ставке с учетом ожиданий относительно обесценивания рубля на длинном горизонте», – уверен Ващенко. И многие не будут ждать, когда оправдаются ожидания, что в этом году жилье может подешеветь и в рублях.
Возрождение высоких темпов ипотечного кредитования окажет поддержку как банкам, так и строительным компаниям. С одной стороны, это простимулирует привлечение собственных средств населения за счет 10–20% первоначального взноса, говорит Яковенко из РАСК. «С другой стороны, поддержка со стороны государства простимулирует платежеспособный спрос для девелоперов и, как следствие, будет способствовать поступлению денег в строительный сектор, что положительно для экономики в целом, так как строительный комплекс традиционно является драйвером для развития экономики», – считает Яковенко.
Однако, по его мнению, одного субсидирования процентной ставки по ипотеке будет недостаточно для того, чтобы избежать рисков появления обманутых дольщиков. С этой проблемой Россия массово столкнулась в 2008–2009 годах. По оценкам РАСК, доля девелоперов, которые на данный момент не имеют достаточного источника финансирования для полного завершения строительства и рассчитывают использовать средства дольщиков, может достигать 50%.
«Необходимы также дополнительные инструменты. Одним из удачных примеров поддержки может служить недавняя сделка по финансированию группы компаний СУ-155 с использованием средств государственного Агентства финансирования жилищного строительства», – считает Яковенко.
Что касается автомобильного рынка, то, несмотря на все программы господдержки, помочь ему будет сложнее. Спрос на автокредиты будет меньше, чем на ипотечные кредиты по льготной ставке, уверен Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс». «Бум спроса на автомобили по старым ценам был в октябре-ноябре прошлого года, теперь цены выросли на 40–60%, поэтому льготы по кредитной ставке на фоне такого значительного роста цен не помогут оживить спрос на новые автомобили», – объясняет Ващенко. Спрос на автомобили оживится не ранее следующего года, считает он.
Увеличить продажи машин поддерживающие меры не смогут, однако они все помогут снизить падение рынка. Новая программа льготного кредитования, которую запустят с апреля, даст условно дополнительно 200 тыс. машин к продажам. «Если брать прогноз «Автостата» по рынку легковых автомобилей, то в этом году он может составить 1,35 млн единиц. Благодаря госпрограмме эта цифра может вырасти еще на 200 тыс. машин. А это значит, что вместо падения на 42% мы можем получить падение на 34%», – говорит газете ВЗГЛЯД ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
Все три госпрограммы по поддержке авторынка (льготное кредитование, утилизация и увеличение госзакупок) могут помочь избежать шокирующего падения объема продаж на 60%, вместо этого рынок упадет лишь на 15–20%, считает Дмитрий Соломников. «При отсутствии данной инициативы автомобильный рынок и зависимые секторы экономики ожидала бы катастрофа», – признает он.
http://vz.ru/economy/2015/3/17/734910.html